Просмотр записей по тегу «история»

[1]      «      1   ·   2   ·   3   ·   4   ·   5   ·   6   ·   7      »      [59]

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Получат ли крымчане доступ в закрытые замки полуострова и начнут ли восстанавливать разрушенные усадьбы, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».

Замки, усадьбы и дачи знатных особ, построенные в XVIII — начале XX века, после крымского референдума были национализированы.

Мы попытались выяснить, что сейчас происходит в бывших госдачах и ведомственных санаториях, расположившихся в уникальных исторических зданиях, отрыты ли они для посещения и какая судьба ждёт дворянские усадьбы, запылившиеся на задворках истории?

Музеями на сегодняшний день являются:

• Воронцовский дворец

• Ливадийский дворец

• Массандровский дворец

• дворец «Ласточкино гнездо»

• Ханский дворец

Юсуповский дворец

История

В 1909 году ялтинский архитектор Николай Краснов построил в Кореизе дворец для графа Феликса Юсупова. В этом же дворце состоялась женитьба Феликса Юсупова-младшего, известного как убийца Распутина, на племяннице императора Николая II Ирине Александровне. Интересно, что на месте Юсуповского дворца ранее находилась дача Анны Голицыной «Розовый дом». В Петербурге ходили слухи, что в нём проводятся некие оккультные ритуалы. Эти домыслы строились на том, что княгиня вместе со своей подругой баронессой Варварой Крюденер основала в Крыму центр магии и колдовства. Мистика преследовала это место и впоследствии: Николай Краснов, любивший обогащать свои детища оккультной символикой, украсил дворец изображениями и скульптурами героев древнегреческой мифологии.

После революции дворец попал в ведомство Всесоюзной чрезвычайной комиссии в качестве дома отдыха для её сотрудников, и постепенно за ним закрепилось наименование «госдача № 4». В 1925–1926 годах во дворце останавливался Феликс Дзержинский, а во время Ялтинской конференции 1945 года дворец стал резиденцией советской делегации во главе с Иосифом Сталиным. С 1991 по 2014 год дворец находился в ведении Управления делами президента Украины. В апреле 2014-го национализирован.

 

Ситуация

Решением правительства Крыма дворец был передан Управлению делами президента РФ. Имение по-прежнему остаётся закрытой территорией как для туристов, так и для журналистов. Отправив запрос на проведение видеосъёмки в ведомство, наши коллеги, авторы программы «Теория заговора» на канале «ИТВ», получили отказ.

«Мы не отвечаем на вопрос „почему?“, — заявили в пресс-службе Управделами президента. — Просто не считаем целесообразным — и всё».

Обычному туристу вход во дворец тоже заказан. Телефоны администрации дворца не отвечают, а за высокие ворота, снабжённые камерами видеонаблюдения, никого не пускают. Зато, как оказалось, без всяких проблем сюда проникают грабители. В Ялте полицейские при проверке багажника автомобиля обнаружили шесть картин, которые, как стало известно следствию, были украдены в ночь с 5 на 6 ноября 2014 года из Юсуповского дворца. Ну а вежливым гостям здесь, похоже, не рады.

Дворец «Дюльбер»

История

Дворец был построен в 1897 году по заказу князя Петра Николаевича, дяди императора Николая II. Известно, что сам Пётр Романов долгие годы жил в Египте и именно там заразился мечтой построить дворец в восточном стиле на Южном берегу Крыма. Во время строительства к Петру Николаевичу приехал его племянник Николай II. Увидев сооружение с толстыми стенами, зубцами на крыше, похожими на бойницы крепости, и небольшими окнами, защищёнными глубокими откосами, он подшутил над ним: «Вы что же, собираетесь оборону от сарацин держать, дяденька?»

А Пётр Романов ответил тоже шуткой: «Как знать, Ваше величество, в русском народе говорят: не зарекайся от тюрьмы и от сумы». И действительно, в 1918 году в нём как за каменной стеной укрылись от расстрела оставшиеся в живых члены семьи Романовых. В 1922 году в имении Дюльбер была открыта одна из первых советских здравниц (называлась «Красное знамя»), в которой было 35 мест. Во время Великой Отечественной войны дворцовый комплекс сильно пострадал, а в послевоенные годы был восстановлен немецкими и румынскими военнопленными. Впоследствии в нём отдыхали высокопоставленные лица, а с 1991 года «Дюльбер» стал санаторием Верховной рады Украины.

 

Ситуация

Летом прошлого года по распоряжению крымского правительства госдачи № 3 «Малая Сосновка. Шатёр», № 6, 8, 9, 10, расположенные в посёлке Олива, и знаменитая госдача № 11 «Заря» в Форосе (бывшая дача Михаила Горбачёва) были переданы в ведение Федеральной службы охраны. А вот санаторий «Дюльбер» отдали Министерству финансов России. Почему именно этому ведомству, так и осталось загадкой, но администрация самого дворца об этом почему-то не проинформирована. Да и в пресс-службе министерства в Москве эту информацию узнали от нас. Один из крымских туроператоров, до которого мы дозвонились, объяснил, что сейчас экскурсии во дворец не проводят, да и сам санаторий закрыт, поскольку идёт перерегистрация. В то же время на лето номера уже почти все раскуплены. Можно ли будет в курортный сезон полюбоваться архитектурой дворца и послушать рассказ экскурсовода о последних днях жизни Романовых в нём, как это было раньше, пока не известно.

Охотничий домик «Аскерин»

История

Ещё одно имение Юсуповых, в селе Соколином Бахчисарайского района, было построено в 1912-м, через три года после возведения дворца в Кореизе, тем же архитектором — Николаем Красновым. Дом был возведён в восточном стиле, с использованием мотивов Ханского дворца в Бахчисарае. Здание было белым с крышей цвета морской волны, а в интерьерах дворца использовался символ «голубой глаз» — мощнейший оберег от сглаза. Как гласит легенда, род Юсуповых нёс на себе древнее проклятие, наложенное ещё во времена Ивана Грозного, когда русскому царю присягнул на верность основатель рода, ногайский хан Юсуф Мурза. «Голубой глаз», по всей видимости, призван был оберегать последнего наследника Юсуповых, Феликса Феликсовича.

В усадьбе гостили император Николай II и король Португалии Мануэл II. Во времена оккупации Крыма немцами в нём был устроен бордель. В послевоенное время здесь размещалась школа, затем — сельсовет, клуб, музей, турбаза и, наконец, школа-интернат.

 

Ситуация

Дворец закрыт для посещения туристами, поскольку находится на территории детского оздоровительного лагеря «Сокол», в нём круглый год отдыхают дети, обучающиеся в Малой академии наук. В то же время само историческое здание разрушается, поскольку на его ремонт деньги в Министерстве образования, науки и молодёжи, в чью структуру входит лагерь, не предусмотрены. В стенах зияют трещины, штукатурка осыпается, и очень скоро от былого величия дворца мало что останется. Видимо, в связи с этим усадьбу решили спасти в середине прошлого года, и в правительстве Крыма подняли вопрос о его туристическом будущем.

Лариса Опанасюк, заместитель председателя Совета министров РК — руководитель аппарата Совмина РК:

«Объект планируется передать инвесторам в рамках государственного партнёрства как туристический».

Но если во дворце сделают музей и включат его в экскурсионный маршрут, куда же тогда девать детей?

Валентина Матвеева, директор Крымского республиканского детского оздоровительного учреждения «Сокол»:

«Решение Совета министров было таково, чтобы Министерство курортов и туризма дало для „Сокола“ другое помещение, которое соответствовало бы нормам и стандартам Российской Федерации. Собирались выделить в Песчаном, но там таких лагерей не оказалось, и поэтому вопрос, можно сказать, завис. У нас МАНовский лагерь, и нам нужны большие площади и отопление, чтобы была возможность и зимой оздоравливать детей».

Так что неясно, станет ли Юсуповский дворец в Соколином туристическим объектом и будет ли он отремонтирован до того, как рухнет крыша или осыплются последние следы уникальной росписи помещений. Впрочем, пока руководство лагеря поддерживает усадьбу в более-менее приличном виде и даже хранит фотографии «молодого» дворца в рамках на стенах его комнат.

«Ливадию» потрепали корпоративы, а Воронцовский дворец разворовал бывший директор

В июне 2012 года вокруг Ливадийского дворца разгорелся жуткий скандал. В прессу попали фотографии огромных чемоданов со звукоусилительной и осветительной аппаратурой, разложенных у входа в Итальянский дворик. Когда дворец в разгар курортного сезона закрыли для посещения, сразу поползли слухи, что здесь намечается серьёзный корпоратив, а на вечеринке должны выступить Николай Басков и Филипп Киркоров. Ради удобства высоких гостей даже демонтировали мраморный фонтан XIX века. Тем не менее директор Ливадийского дворца-музея Лариса Декушева всё отрицала. По её словам, дворец закрыли из-за того, что «возникли проблемы с подачей воды и электричеством». После огласки в прессе и обращения журналистов в прокуратуру вмешались первые лица Крыма и корпоратив перенесли в другое место. При этом сотрудники дворца не скрывали, что арендовать часть дворца можно за шесть тысяч гривен в час. Даже журналистам приходилось с трудом договариваться о съёмке: в администрации заявляли, что все услуги по съёмке (вплоть до стоимости стэндапа — журналистского монолога) внутри и даже на фоне дворца платные! По словам директора, полученные средства шли на нужды дворца. Тем не менее здание выглядит безупречно только на видных местах, едва стоит отойти в сторону — сразу просматриваются огрехи: например, за дверцей Белого зала, ведущей во внутренний дворик, зияет в потолке огромная дыра. А самому зданию всё ещё угрожает оползень, и на серьёзные реставрационные работы нужны десятки миллионов рублей. В этом году в крымском правительстве даже разработали целевую программу для финансирования Ливадийского дворца. Куда же девались заработанные на вечеринках деньги, неизвестно. Может быть, на них ремонтировали то, что ломали буйные отдыхающие?

В Воронцовском дворце, как выяснил еженедельник «Крымский ТелеграфЪ», таких проблем нет. Зато почти за два десятилетия руководства бывшего директора Константина Касперовича дворец лишился мраморных скульптур, диабазовых скамей, серебряного сервиза, тысяч старинных книг и сотен литографий стоимостью до 100 тысяч долларов за единицу. Частные отели «съели» почти полгектара территории дворца, а в самом имении Воронцова работали элитная гостиница и ресторан. Прокуратура Крыма даже возбудила уголовное дело в отношении Касперовича по факту растраты бюджетных средств в особо крупных размерах. Тем не менее Касперовичу каким-то чудом удалось стать заслуженным работником культуры — это звание он получил по указу экс-президента Украины Виктора Януковича. Что сейчас с опальным директором, неизвестно, да и растраченные ценности на миллион долларов уже не вернуть.

Зона культурного бедствия

Несмотря на недоступность знаменитых крымских дворцов и усадеб для простых крымчан и туристов, есть другая сторона медали: благодаря тому что в них располагались госдачи, санатории и частные гостиницы, сами дворцы сохранились хотя бы в том виде, в каком мы их видим сейчас. Но если на Южном берегу Крыма они были востребованы и уцелели, то в других регионах полуострова, в частности Симферопольском, Сакском, Феодосийском, дворянские усадьбы, многие из которых, между прочим, являются объектами культурного наследия, были не только разграблены, но и разобраны по кирпичам. Это касается, например, усадьбы XIX века четы Монжене в селе Пионерском. Ещё сто лет назад в нём проходили приёмы, шумели балы, а сегодня от него остался только главный дом, а точнее — полуразрушенный двухэтажный фасад. То же самое касается и усадьбы Ферсмана-Кесслера в Лозовом — здесь в старинном замке некогда были камины из цветного мрамора и удивительной красоты фонтан. При Украине не только не выделялись средства на реконструкцию этих сооружений, но даже некому было их охранять. Вот и растащили всё, что можно было унести. Сейчас, обещают в Госкомитете по охране культурного наследия Крыма, подобные памятники истории и архитектуры, которые ещё можно спасти, будут приводить в порядок.

Комментарий специалиста

Наталия Гриненко, председатель Госкомитета по охране культурного наследия Республики Крым:

«В 2014 году за счёт средств специального фонда Рескома по охране культурного наследия на сумму 1478,7 тысячи рублей были продолжены работы на жилом доме усадьбы Петра Симона Палласа в Симферополе, который стоит на балансе ведомства. Жилой дом усадьбы Александра Кесслера в Лозовом, в котором жил Александр Ферсман, на основании договора купли-продажи с Фондом имущества Крыма находится в частной собственности с 2010 года. На момент приобретения здание находилось в аварийном состоянии. В настоящее время оно отреставрировано. Жилой дом усадьбы Кесслера (графини Монжене) в Пионерском реском неоднократно включал в программы по сохранению объектов культурного наследия, однако средства из бюджета республики на проведение противоаварийных работ на памятнике не выделялись. В настоящее время Госкомитет по охране культурного наследия включил работы на жилом доме усадьбы в проект государственной программы республики „Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым на 2015–2017 годы“. В случае выделения средств из бюджета мы сможем заказать проектно-сметную документацию и приступить к выполнению противоаварийных, а затем и реставрационных работ на памятнике. В соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июня 2002 года „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ такие объекты подлежат консервации в целях предотвращения ухудшения технического состояния, ремонту, реставрации и воссозданию утраченного объекта при наличии достаточных научных данных и при условии их финансирования».

Александр Кульбовский, крымский исследователь:

«Дворянские усадьбы — богатейший пласт истории, который стал зоной культурного бедствия. Выдающиеся, уникальные достижения находятся в плачевном состоянии — это ещё мягко сказано. Причём по всему Крыму, и их сотни. Когда же мы наконец перестанем „разбрасывать камни“ и начнём их „собирать“? А ведь что ни усадьба — то шедевр, смешение стилей и архитектурных течений. Флигели, переходы, веранды, мезонины, мансарды по своим конструкциям были неповторимы».

Алексей ПРАВДИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 313 от 23 января 2015 года

Источник

Комментарии (0) 13:44 | 07.06.2015

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina Вернётся ли в Крым адмирал Колчак?

 

Линкор «Свободная Россия» на Чёрном море

В Севастополе хотят установить памятник знаменитому командующему Черноморским флотом

 

В Севастополе собираются установить памятник Александру Колчаку. Вокруг увековечения его памяти разгораются страсти. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» пытался ответить на горячо обсуждаемый вопрос: заслужил ли адмирал вечной прописки на полуострове?

 

Скандалы и исторические параллели

О роли адмирала Колчака в русской истории долгие годы говорили чрезвычайно скупо, и всё больше в связи с его деятельностью в статусе верховного правителя Российского государства.

А в 2000-х вдруг начался парад памятников Колчаку в городах России. И вокруг каждого мемориала споры, скандалы, нарушение гражданского мира. Сегодня выдвинута идея установить монумент Колчаку в Севастополе. Момент кажется подходящим. Ведь в наши дни невозможно не провести исторические параллели между тем временем, когда Колчак прибыл в Крым, и днём сегодняшним. Тогда, в 1916 году, как и в минувшем, 2014-м, Крым представлялся западным державам «географическим аппендиксом», при отторжении которого «русский колосс» лишится силы. И тогда, и сейчас Запад не смог подобраться к Крыму. Тогда — благодаря Колчаку.

Честь и игра не по правилам

Александр Васильевич Колчак попал в Крым на пике своей карьеры. В его жизни уже были работа в условиях Арктики, оборона Порт-Артура, служба в Морском генштабе и Морской академии, минирование входов в немецкие гавани Балтийского моря в начале Первой мировой войны. В 1916 году 41-летний Колчак стал самым молодым в России командующим флотом. Черноморский флот тогда насчитывал 40 тысяч офицеров и матросов и около 400 различных судов.

От нового командующего ждали сверхактивности: Кавказской армии нужна была поддержка флота и снабжение с моря, Генштабу — операция по овладению проливами Босфор и Дарданеллы. Однако имелись кое-какие проблемы. Немецкие крейсеры «Гебен» и «Бреслау» были для Черноморского флота как кость в горле. И эту «кость» следовало извлечь. Задача оказалась Колчаку по плечу. Современники адмирала вспоминают: «По отработанным на Балтике методам... под своим личным руководством Колчак провёл минирование Босфора, турецкого побережья... „Гебен“ подорвался на минах и вообще вышел из строя. Подорвались на минах шесть вражеских подводных лодок... Кроме того, было организовано постоянное наблюдение за портами противника, состоянием минных заграждений».

Положение дел кардинально изменилось. Колчак утёр немцам нос, российский флот из смиренного квартиранта превратился в хозяина Чёрного моря.

В ответ противник решил «пойти в обход» и ударить по репутации командующего. В результате пожара, повлекшего за собой взрывы боевых запасов, погиб флагман ЧФ — линкор «Императрица Мария», погибло около 300 моряков. Работала комиссия, которая так и не смогла установить причину трагедии. А что думал сам Колчак? Ему приписывают слова: «Как честный человек, я убеждён: здесь диверсия».

Борьба за флот

Известие о Февральской революции настигло Колчака в Батуме — нужно срочно возвращаться! И адмирал отправил в Севастополь распоряжение прервать почтовое и телеграфное сообщение Крыма с остальной Россией, дабы не вносить панику непроверенными слухами. Он держал флот железной рукой — такого разброда и шатания, как на Балтике, ни в первые недели после Февральской революции, ни позднее на Черноморском флоте не было. Дисциплина, святость приказа и субординарных отношений — вот основные заповеди его кодекса офицера. Он внушал людям уверенность, а сам был растерян: впервые пришлось включиться в политическую борьбу, к которой Александр Васильевич был совершенно не расположен и не подготовлен.

В набросках писем своей подруге, Анне Тимирёвой, Колчак писал: «Мне доказывали, что только я один в состоянии удержать флот от полного развала и анархии, и я заставил себя работать».

Концы в воду

К началу июня обстановка в Севастополе накалилась. Большевики хулили Колчака, матросы им верили. Колчак же «большевизироваться» не мог. Несостоятельность монархии принял как факт, Временному правительству присягал, а большевики... Это уже слишком! Оставаться командующим и дальше? А смысл? И 6 июня 1917 года он приказал вступить в командование флотом угодному большевикам контр-адмиралу Лукину и отправился на флагманский корабль линкор «Свободная Россия» (прежде — «Георгий Победоносец»). Его хотели разоружить. Он вынес из каюты своё почётное георгиевское оружие — золотую саблю — и бросил её в море, сказав при этом: «Море мне её дало, морю я её и отдаю». Пройдёт всего четыре года, и так же, в воду, отправят и тело самого Колчака, расстрелянного без суда и следствия.

Символ неприступности

Итак, принятые меры по защите флота и его главной базы — Севастополя — на протяжении всего времени, пока Черноморским флотом командовал Колчак, сковывали действия противника. С его уходом с поста командующего всё вернулось на круги своя: корабли неприятеля вырвались на оперативный простор и стали вновь хозяйничать в Чёрном море, совершать нападения на порты, на корабли, на транспорты и пароходы.

Прошло чуть меньше ста лет, но покой, свобода, порядок не упали на полуострове в цене. И, как показали события февраля 2014 года, не упал в цене и Крым в глазах России. И, возможно, русский адмирал Колчак ещё вернётся на нашу землю как символ её неприступности для врагов.

Где установлены памятники А. Колчаку

На острове Беннета, тесно связанном с биографией Колчака, — пятиметровый православный крест и памятная доска.

На острове Колчак — памятный знак в виде двухметровой стальной трёхгранной пирамиды, на сторонах которой размещены барельеф и две памятные доски.

В Москве — мемориальный знак на улице Садовнической, во дворе часовни святого Николая Мирликийского, покровителя путешественников и моряков. В настоящий момент этот знак разбит вандалами.

В Санкт-Петербурге — барельеф и мемориальная доска на набережной Лейтенанта Шмидта (Морской корпус Петра Великого).

В Иркутске (вокруг появления в городе новой достопримечательности кипели нешуточные страсти, мемориал несколько раз менял место прописки) — на площадке около Знаменской церкви, недалеко от реки Ангары, в водах которой нашло последний приют тело расстрелянного в 1920 году адмирала.

В Омске (и там разгорелся скандал из-за памятника — в частности, прокурор Омской области поначалу заявил о неправомерности возведения монумента военному преступнику) — скульптурное изображение Колчака близ ресторана, расположенного в нескольких сотнях метров от бывшей резиденции верховного правителя России.

Елена БОНДАРЮК
Фото topwar.ru, архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 319 от 5 марта 2015 года

Источник

Комментарии (0) 13:41 | 07.06.2015

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina Предчувствие спасло Романовых от расстрела в Крыму

 

Архитектор Краснов воплотил в жизнь идею великого князя

Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» приоткрыл малоизвестные страницы истории строительства дворца «Дюльбер» в Мисхоре

Князь Петр Николаевич, дядя последнего русского императора, заказывает архитектору Краснову соорудить в Крыму надежную крепость в арабском стиле. А тем, кто смеется над его затеей, он советует не зарекаться. Так в самом сердце Южного берега Крыма появляется дворец «Дюльбер», который после расстрела царской семьи убережет остальных членов династии Романовых от произвола крымских революционеров...

Необычный заказ

Сейчас «Дюльбер» — это круглогодичный санаторий Управления делами аппарата Верховной Рады Украины. В советское время здесь отдыхали высокопоставленные лица из руководства КПСС и главы компартий других стран. После Великой Отечественной войны здание восстанавливали немецкие и румынские военнопленные под руководством советских архитекторов, которые попытались сохранить тот образ, который был на эскизе Николая Краснова в 1897 году. Поэтому внешний вид остался прежним, зато внутри теперь вместо подсвечников современные лампы, на стенах обои в цветочек, а в княжеских опочивальнях процедурные кабинеты. За 600–700 гривен в сутки можно отдохнуть и оздоровиться в месте, где любили останавливаться Романовы летом и осенью.

Виктор Безверхий, экскурсовод:

«Для Краснова это была первая серьезная работа. Можно сказать, что князь Петр Николаевич открыл Краснова для Романовых. Позже он построит виллу „Шале“ в шотландском стиле для Георгия Михайловича, церковь равноапостольного князя Александра Невского, церковь Девы Марии во французской готике, и венец творческих усилий — Ливадийский дворец в стиле итальянского возрождения».

Известно, что сам Петр Николаевич долгие годы жил в Египте и именно там заразился мечтой построить дворец в восточном стиле на Южном берегу Крыма. В результате он покупает землю в Мисхоре (с греческого означает «срединное место»), находит архитектора, который может в сжатые сроки возвести надежное здание, и просит поспешить со строительством. Рабочие трудятся даже ночью при свете факелов, не прерываясь ни на день. В результате за два с небольшим года появляется уникальное для полуострова сооружение с толстыми стенами, зубцами на крыше, похожими на бойницы крепости, и небольшими окнами, защищенными глубокими откосами. Поговаривают, что у дяди императора было нехорошее предчувствие, и именно поэтому он якобы и спешил со строительством надежного убежища...

Под огнем революционеров

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге расстреливают царскую семью: императора Николая II, его супругу, четверых дочерей и наследника Алексея. Кто отдал приказ, до сих пор остается тайной, и об этом спорят историки. Ведь, согласно личному распоряжению Ленина, их следовало охранять. В итоге ближайших родственников решено выслать в Киев, а оттуда — в Крым.

«Сначала они размещались в имении великого князя Михаила Николаевича во дворце „Ай-Тодор“ в восточным Мисхоре, — рассказывает Виктор Безверхий. — Но тот дворец был ненадежным в стратегическом отношении, и их переправляют в „Дюльбер“. „Дюльбер“ построен в стиле магриб, это неприступная крепость арабского мира с толстыми стенами. Здесь и были пленены Романовы, в числе которых находилась вдовствующая императрица Мария Федоровна (принцесса датская Дагмар) — жена императора Александра III и мать Николая II. Их охраняли севастопольские революционные войска».

Поначалу ничто не предвещало трагедии, и даже отношение к Романовым со стороны революционеров было достаточно уважительным. Но к тому времени уже был создан Таврический губернский комитет солдатских, крестьянских и рабочих депутатов с центром в Симферополе. Образовались две революционные власти, которые не подчинялись одна другой. У Таврического комитета были региональные подразделения в Евпатории, Ялте и Феодосии.

И когда со стороны центра в Симферополе стали раздаваться инициативы о том, чтобы расстрелять Романовых, Ялтинский совет, в котором были сильны позиции анархистов, принял решение уничтожить всех представителей императорской семьи. С этого момента началось серьезное противостояние.

«Севастопольцы установили пулеметы „максим“ на крыше северной части „Дюльбера“, — говорит Виктор Безверхий. — Велись перестрелки, события были очень серьезными. И „Дюльбер“ сыграл в этом очень важную роль».

Сюда, под защиту толстых стен и пулеметов, под защиту отряда матросов Черноморского флота, были переведены из различных имений все находящиеся в Крыму члены семьи Романовых. Зубчатые стены дворца оказались очень удобными для устройства пулеметных гнезд. Но ялтинским революционерам так и не удалось взять штурмом укрепленный дворец.

Смотрел как в зеркало

В архитектуре «Дюльбера», что в переводе с персидского означает «похитивший сердца», воплотилась не только защитная роль, но и устрашающий фактор. Ведь в XIX веке арабские страны еще наводили страх и ужас на Европу и при виде их величественных замков у европейцев кровь стыла в жилах.

Виктор Безверхий:

«Когда „Дюльбер“ еще строился, к Пет­ру Николаевичу приехал его племянник Николай II. И он подшучивал над ним: „Вы что же, собираетесь оборону от сарацин держать, дяденька?“ А Петр Николаевич Романов отвечал тоже шуткой: „Как знать, Ваше Величество, в русском народе говорят: не зарекайся от тюрьмы и от сумы“. А любая пословица — это всегда попадание в десятку. И вот один шутил, другой полушутя отвечал, а на самом деле Петр Николаевич смотрел как в зеркало!»

В результате творение князя, построенное Николаем Красновым, оставившим, кстати, немало загадок потомкам в своем искусстве, в числе которых и таинственные дьявольские скульптуры в Ливадийском дворце, о чем мы писали в одном из номеров, спасло от неминуемой гибели последних представителей Романовых. Случайно ли дядя предрек печальную участь империи или на самом деле готовился к худшему сценарию, неизвестно, но благодаря его необычному детищу уже в эмиграции на свет появились наследники царской династии.

Алексей ПРАВДИН
Фото А. Правдин
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 261 от 13 декабря 2013 года

Источник

Комментарии (0) 10:27 | 07.06.2015

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina Усадьба Филлиберов «Лимена»

В начале XIX века в Лимене самым крупным хозяйством были виноградные плантации и имение полковника Шипилова, который строил первую шоссейную дорогу на Южном берегу Крыма. Шипилов умер, и его вдова продала большую часть своих земель. В настоящее время от усадьбы Шипилова в Крыму сохранился небольшой господский дом «простой архитектуры», винный подвал и каретный сарай.

Комментарии (0) 16:17 | 06.06.2015

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina История выращивания хлопка в Крыму

Потемневший от времени черно-белый снимок, на котором смеющиеся девушки позируют с полными горстями хлопковых коробочек, сделан в Крыму в 1936 году. Под ним значится: «Сборщицы 2-й хлопк. бригады к/х им. Ворошилова Завадова, Аджи и Водопас». В довоенных газетах об успехах хлопководства на полуострове писали много. У хлопка в Крыму оказалась необычная, очень извилистая и непростая судьба, притом, что полуострову много раз пророчили будущее, связанное с этой культурой. Как раз 150 лет назад здесь были осуществлены первые серьезные попытки по выращиванию белого золота.

Комментарии (0) 16:16 | 06.06.2015

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina История строительства Керченского моста в 1944 году

Про строительство моста через Керченский пролив разговоры ведутся уже два десятилетия, причем, как 10 лет назад, так и сейчас — это пока больше предмет очередных политических дискуссий, чем реальные строительные работы.

Комментарии (0) 15:52 | 06.06.2015

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina Крым и русские художники

В журнале «Русский репортер» в конце октября этого года вышла интересная статья «Нарисованный Крым», художника Станислава Брусилова, которого относят к «новым передвижникам»

Комментарии (0) 20:46 | 03.06.2015

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina Дача Стамболи

Дача Стамболи — объект культурного наследия Крыма. Расположена в Феодосии на проспекте Айвазовского. Дача Стамболи давно стала одной из визитных карточек Феодосии. Одно из немногих зданий города, сохранившихся после Великой Отечественной войны. Считается одним из самых красивых зданий города и одним из самых узнаваемых — Дача Стамболи часто изображается в различных путеводителях, видовых открытках, рекламных буклетах с информацией о Феодосии, как её символ.

Дача Стамболи

На сегодняшний день на территории дачи располагается музей дома Стамболи и реставрационно-выставочный центр подводной археологии.

Дача Стамболи

Предыстория

Иосиф Вениаминович Стамболи — феодосийский фабрикант, табачный магнат, владелец дачи на проспекте Айвазовского.

Основатель династии Иосиф Стамболи – караим по происхождению, предки которого эмигрировали в Турцию после присоединения Крыма к России, возвратился в Феодосию в начале XIX века. Женился на феодосийской караимке. Иосиф, получивший прозвище, ставшее его фамилией — Стамболи, то есть по-караимски «приехавший из Стамбула». Здесь он обзавелся семьей, и одному из его сыновей, Вениамину, суждено было сделать фамилию Стамболи известной далеко за пределами родного города.

В 1861 году появилась табачная фабрика Вениамина Стамболи. Основав в Крыму первое и самое мощное из подобных предприятий. После смерти Вениамина Осиповича в 1897 году фабрика перешла к его младшему сыну, Иосифу. Это было время расцвета предприятия.

Вениамин Стамболи мечтал создать для троих своих сыновей три дачи-дворца: в Бомбее, Генуе и Феодосии. Эту мечту удалось воплотить его младшему сыну Иосифу.

История строительства

Возведение усадьбы началось в 1910 году. Строительство дачи велось четыре года, и было закончено в 1914 году. Купец второй гильдии Иосиф Стамболи дачу преподнес в дар своей красавице жене Рахили Ильиничне к десятилетию брака. Строительство дачи обошлось Иосифу Стамболи в 1 миллион 100 тысяч рублей.

До сих пор точно неизвестно, кто является автором проекта дачи, поскольку не сохранились соответствующие документы. По имеющимся данным, создателем образа усадьбы может быть специально приглашенный архитектор Отто Вагнер из Австрии или петербургский архитектор Оскар Эмильевич Вегенер.

Архитектурные особенности дачи

Дача Стамболи представляет собой ассиметричную композицию двухэтажных объемов, завершающихся куполами и миниатюрными башенками - минаретами. Причудливость строения подчеркивается арочными галереями и четырехъярусной башней. Чередование разных по величине куполов и башен создает неповторимый силуэт. Здание построено в мавританском стиле.

Из галереи у главного входа открывается просторный вид на Феодосийский залив. Дача всем своим видом придает местности богатый восточный колорит: высокий минарет усадьбы, террасы, башенки и вечнозеленые кипарисы, которые растут вокруг, - все это следы былого величия и богатства семейства Стамболи.

Внутренняя отделка дачи не менее роскошна. Строители использовали мрамор различных цветов и оттенков, ценные породы дерева, лепные украшения и скульптуры. Работы по камню выполнили феодосийские мастера Яни Фока, братья Бреховы, Яни Косари, А. Борисов, И. Ладонкин, А. Шмидт, А. Васильев, Ю. Голонос, а также петербургский мастер Матфей Королев. В оформлении вестибюля и зимнего сада - оранжереи использованы элементы классицизма.

Главный парадный вход — на юго-востоке со стороны парка, он проходит через галерею, с которой открывается чудесный вид на море. Вечнозеленые кипарисы обрамляют здание со всех сторон. Внимательно всматриваясь в архитектуру здания видны большие и малые купола, внизу украшенные фресками, окна самых разных конфигураций с мозаичными цветными стеклами, подковообразные и многолопастные арки оконных проемов, сталактитовые украшения карнизов и сводов куполов. Пестрая лепная и резная орнаментальная отделка здания свидетельствует о мавританском стиле архитектуры. Пристроенный к зданию минарет говорит о мусульманском происхождении хозяина дачи. Иосиф Стамболи был караимом.

 

Каменные изваяния столбов словно держат в руках ажурные металлические решетки забора.

Дача Стамболи. Главный вход

Во дворе находится действующий в летнее время фонтан, украшенный фигурками ангелов.

Дача Стамболи. Забор

Второй парадный вход внутрь здания расположен с северо-востока, напротив фонтана.

Дача Стамболи. Фонтан

 

Дача Стамболи. Второй вход

Внутри это здание с высокими лепными потолками и стенами в мягких зеленых тонах. Под ногами паркет с красивыми узорами. Наверх ведет лестница белого мрамора с позолоченными резными перилами. В зал ведут тяжелые деревянные резные двери.

Дача Стамболи. Мраморная лестница

Дача Стамболи. Интерьер потолка

Дача Стамболи. Интерьер потолка

Величественные колонны арки ведут в большой зал. Деревянные филенчатые двери и панели удачно сочетаются с темно-бордовыми стенами. Большое окно подчеркивает размер просторного зала.

Судьба дачи

В отстроенном особняке Иосиф Стамболи прожил всего три года. Предчувствуя революцию, в 1916 году И. Стамболи продал фабрику и обширные табачные плантации. Вместе с семьей он покинул Феодосию и уехал в Турцию, где основал новую табачную фабрику, а позже перебрался во Францию, где в 1958 году скончался.

После революции дачу Стамболи предлагали уничтожить. С таким призывом выступал поэт Максимилиан Волошин. Певец Киммерии считал, что строения, подобные даче Стамболи и другим виллам на феодосийской набережной, абсолютно безвкусны и развращают вкусы народа. Он даже сожалел, что большевики не взорвали роскошные здания, оставив город пребывать в состоянии своего рода «Музея дурного вкуса». Благодаря статье Максимилиана Волошина «Искусство в Феодосии», из-за превратного ее понимания, в интернете поэта сегодня часто обвиняют в том, что он предлагал взорвать дачу и лишить, таким образом, феодосийцев архитектурного достояния.

В статье «Искусство в Феодосии» Максимилиан Волошин писал:

«Екатерининская набережная с ее дворцами в стиле турецких бань, Публичных домов и лимонадных киосков, с ее бетонными Эрехтейонами, гипсовыми «Милосами», голыми фисташковыми дамами с декадентских карт-посталей представляет совершенно законченный «Музей Дурного Вкуса». Большевики и анархисты, в руках которых Феодосия побывала дважды, не захотели оказать ей единственной услуги, на которую были способны: они не взорвали этих вилл. Не думаю, чтобы этим тонким и злым способом они хотели наказать буржуазию, сохранив ее позор на будущие времена,— нет, они сами находились под обаянием монументальности этих построек: мещанин мещанина чует издалека…».

В 1920 году дача стала местом размещения штаба ВЧК (печально известной чрезвычайки). Сохранились сведения, что во дворе постройки ждали своей участи люди, обвинявшиеся в сотрудничестве с белогвардейцами. Многие из них отсюда отправились в свой последний путь — на расстрел.

С 1921 года в помещениях особняка располагался один из первых в Крыму санаториев для трудящихся на 100 мест. В 1925 году санаторий получил название «Московский совработник», а перед войной санаторию присвоили имя Иосифа Сталина.

С началом Второй мировой войны здание стало госпиталем для раненых красноармейцев. Во время оккупации города в 1943 году немецко-фашистскими войсками дача служила госпиталем для немецких раненых солдат и офицеров. Нижний парк, примыкавший к даче, был отдан под немецкое кладбище для военнослужащих 132-й пехотной дивизии генерала Фрица Линдеманна. В конце оккупации особняк и находящийся рядом мост были заминированы, но при отступлении взорвать их не успели. Удивительно, но Великая Отечественная война каким-то чудесным образом обошла здание стороной, хотя на проспекте Айвазовского были почти полностью разрушены все лучшие здания.

Дача Стамболи. Немецкое кладбище

После освобождения города кладбище сравняли с землей (эксгумацию захороненных на кладбище провели только в 2003 году), а дачу переоборудовали в пионерлагерь для детей, переживших оккупацию.

В 1952 году дача была полностью восстановлена, в нем разместился 9-й корпус санатория «Восход».

С 1985 по 1988 года дача находилась в ведении Наркологического центра А.Р. Довженко.

После распада СССР дача была выкуплена частными лицами. Несколько лет здесь находился коммерческий банк, позже располагалось кафе с одноименным названием и несколькими гостиничными номерами. Несмотря на то, что она стала объектом бизнеса, дача постепенно разрушалась.

Дача поставлена на учёт Постановлением Совета Министров УССР от 06.09.1979 года. Охранная зона утверждена Постановлением Совета Министров Крыма от 18.08.1992 года. Дача до сих пор не имеет статуса памятника архитектуры.

Современное состояние

На территории усадьбы действовало кафе с одноименным названием. В 1999 году там однажды обедал бывший президент Украины Леонид Кучма.

На территории дачи хранятся надгробия с караимского кладбища.

В мае 2013 года в помещениях дачи открылся первый музей подводной археологии и лаборатория по исследованию морских находок. Музей и лаборатория являются филиалом Крымского республиканского учреждения «Черноморский центр подводных исследований».

г. Феодосия, проспект Айвазовского, 47
 
Комментарии (0) 11:48 | 31.05.2015

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina Замок Ласточкино гнездо

.

 

Ласточкино гнездо  — памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра (Ялтинский горсовет, Крым, Россия).

Комментарии (0) 06:41 | 31.05.2015

cipp Мой любимый КРЫМ.Блог Tatyana Sosina Судьба Юсуповских дворцов в Крыму

Судьба Юсуповских дворцов: в Соколином будет музей, а имение в Кореизе передано Администрации президента

Совет министров Республики Крым принял решение о создании рабочей группы по разработке Концепции развития и возможного создания музея на базе комплекса бывшего Юсуповского дворца, расположенного в селе Соколином Бахчисарайского района Крыма, сообщает Центр журналистских расследований

Комментарии (0) 14:26 | 27.05.2015
[1]      «      1   ·   2   ·   3   ·   4   ·   5   ·   6   ·   7      »      [59]
 


 






© 2009-2016 «Do100verno».




Наши партнеры:

ФК «Маэстро»  work.ua
  Partnership production
Радио медианяня

Авторизация

Закрыть [X]
Логин:

  
Пароль:

  
Забыл пароль

 
Логин:     Пароль: